Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 111 человек

Приемы педагогических техник по выстраиванию эффективной коммуникации между субъектами образовательного процесса Педагогом - Родителем.

Дата: 13 апреля в 20:03

ГУО «Пуховичская средняя школа».  Педагог – психолог Кулик Н. М.

Приемы педагогических техник по выстраиванию эффективной коммуникации между субъектами образовательного процесса Педагогом --  Родителем.    

  12 апреля 2022.                                                         

                       

У каждого учителя была ситуация, когда возникала необходимость пригласить родителей «трудного» ученика в школу, либо посетить  учащегося на дому. Готовясь к встрече, педагог обдумывает, как построить беседу с родителем, иногда советуется с коллегами, психологом.                                  

Выстраивание эффективного коммуникативного взаимодействия с родителями трудного ребенка.

Каждый учитель знает,  как нелегко вести беседу с вызванными в школу родителями трудных учащихся. Если родители образуют оборонительную позицию и стремятся оправдать собственное невмешательство в воспитание своего ребенка, они используют следующие аргументы: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы воспитывать своего ребенка», «Мы перепробовали все меры, ничего не получается. Часто в школу приходят родители, выражающие наступательную позицию: «Школа должна воспитывать, а не мы!», «Школа виновата в том, что наш ребенок такой невоспитанный». Иногда приходят родители с желанием получить помощь: « Ребенок нас не слушает, помогите нам!»,  «Мы растеряны, не знаем, что делать».

В любом из этих случаев учитель должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Как этого достичь?

Техника «Нейтрализация»: направлена на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию и позицию растерянности, беспомощности. Техника направлена на то, чтобы учитель не попал под влияние родителя. Дело в том, что при потере самостоятельности и «подыгрывания» родителю становится невозможным достижение конструктивных результатов в разговоре. Например, если родитель демонстрирует наступательную позицию, то учитель, попавший под влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывать свою «невиновность» в том, что ребенок плохо учится и нарушает дисциплину. В другом случае может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то учитель, по – человечески жалея его, стремится его успокоить, обещает что – то сделать, для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Однако при реализации родителем той и другой позиций не происходит реального, содержательного взаимодействия его с учителем, и последний  остается один на один со своей проблемой: низкой успеваемостью и плохим поведением ученика.    Основная цель общения учителя с родителем трудного ребенка состоит не в оправдывающихся или агрессивно – оборонительных действиях учителя и не в принятии на себя  всей тяжести воспитательной коррекции поведения трудного школьника, но в объединении усилий учителей и  родителей   в деле исправления трудного ученика.                                                                              

На первой фазе общения с родителем вы реализуете действие «сопротивления» его эмоциональному воздействию. Для этого следует обрести нейтральное состояние «резервуара» - пустой формы, не наполняемой  психологическим содержанием вашего собеседника. Не включайтесь эмоционально в ситуацию вашего разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Как доказывает опыт, вам необходимо  «продержаться» примерно 10 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо  высказывать свои претензии к школе и лично к вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушать и оставайтесь спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором случае спокойно кивайте вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, как «Успокойтесь», «Я вас слушаю», «Я вас понимаю». Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнет «остывать», его мысли станут иссякать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному

разговору с вами

Техника «Равенство:  наступает время  для второй фазы нашей беседы.  Вашей  задачей является  организовать равноправное взаимодействие с родителем. Необходимо убедить его в незамедлительном включении в активную деятельность по воспитанию  своего ребенка. Как это сделать? Чтобы избежать противостояния с родителями, учителю необходимо понимать и принимать чувства отца и матери своего ученика, более того, стараться найти в них опору при выстраивании совместных воспитательных действий. Не отталкивайте от себя  пришедших в школу родителей,  проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное, положительное отношение к своему собеседнику будет выражением  доброй воли и первым шагом к сотрудничеству. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

Объединение усилий педагога и членов семьи школьника возможно только при взаимном равно-уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках компетенции и свидетельствует о его профессионализме. Людям нравится ощущать собственную значимость. Одним из эффективных способов привлечения родителя к воспитательному сотрудничеству является подчеркивание его значимости в этом процессе. Приложите все усилия к тому, чтобы объяснить отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. Позитивный психологический контакт в общении с родителем возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере его ребенка, симпатизирует и даже любит. Согласитесь, что хорошее начало  есть в каждом человеке , даже в самом отчаянном нарушителе школьной дисциплины и заядлом  двоечнике. Когда родитель увидит дружелюбные глаза учителя  и почувствует , что тот заботится о благополучии его ребенка, он перестанет  прибегать к  «психологической  защите» .

Техника «Взаимодействие»: не стремитесь во чтобы то ни стало отстоять собственную позицию. Часто бывает так, что в процессе общения каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять свое собственное мнение. Если беседа с родителями происходит таким образом,  то возможно учителю и удастся организовать совместную деятельность с ними по воспитанию трудного ребенка, а возможно и нет. Успешность беседы зависит не  от того, смог ли учитель доказать свою правоту, а от того, сумел ли он привлечь родителей к  активному участию в воспитании ребенка, показал ли образец высокой культуры общения, улучшились ли его взаимоотношения с родителями.. Основная цель беседы учителя с родителем состоит не в том, чтобы упрочить свое доминирующее положение и доказать какой плохой у них  ребенок,  а в том, чтобы организовать с ними совместную воспитательную деятельность и объединить усилия школы и семьи. Обсуждайте проблему воспитания а не личностные качества ребенка. Сформулируйте перед родителями ваш  психолого – педагогический  «диагноз» учебной деятельности и поведения их ребенка : в силу каких субъективных и объективных причин  проблемы в учебе и поведении и какие воспитательные мероприятия следует организовать , чтобы решить проблемы. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

Ваша беседа с вызванными в школу  родителями трудного ученика прошла успешно,

* вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними;

* если вы смогли удержаться сами и удержать родителей от взаимных упреков и обвинений;

* если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку;

 *если вы обсудили ваши совместные действия по решению  имеющейся воспитательной проблеме.

.

                                                              

                                              

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.