Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 99 человек

Педагогический марафон

Дата: 19 октября 2020 в 20:24, Обновлено 19 октября 2020 в 20:34

Методические рекомендации

по проведению X Педмарафона

Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации молодежи приобрели в настоящее время особую актуальность. Несомненно, выбор профессии является чрезвычайно важным и непростым делом для человека. Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье.

С целью формирования действенной системы работы с обучающимися по осознанному выбору профессии, определяющему эффективное развитие личности в профессиональной среде, в учреждениях образования необходимо проводить профориентационную работу. Чтобы осуществить оптимальный выбор профессии в будущем, обучающему следует помочь научиться ориентироваться
в стремительно меняющемся мире профессий.

Профессиональное становление личности должно начинаться со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьез задумывается о будущей деятельности, определяя этим круг своих интересов и объем знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, в том числе определения своей полезности для общества. Поэтому учеба в школе должна подготавливать предпосылки для зрелого и правильного выбора обучающимися своей будущей профессии.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, правовым, эстетическим и физическим совершенствованием личности, т. е. со всей системой образовательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом развития каждого человека и общества в целом.

С целью совершенствования профессиональной компетентности руководящих работников и специалистов образования в вопросах организации профориентационной деятельности и использования современных форм профориентации, популяризации и внедрения эффективных педагогических практик в 2020/2021 учебном году X педагогический марафон (далее – Педмарафон) пройдет по теме «Профессиональное самоопределение – условие успешной социализации личности».

В рамках Педмарафона необходимо решить ряд задач:

формирование у обучающихся внутренней потребности
и готовности к сознательному выбору сферы трудовой деятельности, умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;

развитие у обучающихся познавательных интересов и познавательной активности, креативности, способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, необходимых для трудовой мобильности;

формирование мотивации к глубокому изучению предметов
на повышенном уровне;

формирование профессиональной культуры личности, культуры трудовой деятельности, ценностного отношения обучающихся к труду, социальной значимости профессиональной деятельности;

расширение знаний детей о мире профессий и формирование интереса к познанию мира труда через организацию досуговой, исследовательской и трудовой деятельности, выявление тенденций развития способностей ребенка в процессе педагогического взаимодействия;

использование потенциала учебных предметов в профориентационной работе;

совершенствование информационно-методического обеспечения профессиональной ориентации обучающейся молодежи на выбор профессий сельскохозяйственной, педагогической направленности;

сетевое взаимодействие учреждений общего среднего образования
и учреждений профессионального образования;

взаимодействие с родительской общественностью и социумом по вопросам профессионального становления обучающихся;

организация и проведение мероприятий по развитию профессиональной мотивации обучающихся;

развитие творческого подхода педагогов к профессиональной деятельности в вопросах организации профориентационной работы;

обеспечение взаимодействия учреждений образования с учреждениями производственной, социокультурной сферы.

Система профориентационной работы учреждения направлена
на взаимодействие школы, семьи, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов.

Участие в Педмарафоне для педагогов создает условия для профессионального роста, для родителей – повышает удовлетворенность качеством образовательного процесса, уверенность в социальной мобильности детей и готовности их к профессиональному самоопределению.

На каждом этапе ведущая роль в профориентации принадлежит классному руководителю, куратору группы, который изучает профессиональные склонности обучающихся, выявляет их отношение к физическому и умственному труду, учитывает их способности и интересы для привлечения к участию в мероприятиях и конкурсах.

Учителя-предметники выявляют способности и интересы обучающихся, привлекают их к исследовательской деятельности, участию в интеллектуальных конкурсах, конференциях, предметных неделях, олимпиадах и стимулируют познавательную активность.

Одной из важных составляющих системы профориентации является тестирование и анкетирование учащихся с целью определения профессиональной направленности, которые проводят педагоги-психологи.

Педагоги должны помочь учащимся определиться с их профессиональным будущим, направить родительскую общественность на оказание помощи при выборе дальнейшего профессионального будущего, опираясь на результаты изучения особенностей психики и общего состояния здоровья, требования выбираемых профессий, учитывая реальную ситуацию на рынке труда, возможность трудоустройства.

        При планировании профориетационной работы необходимо учесть, что в учреждениях образования реализуются: образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X-XI (XII) классах), программы факультативных занятий для обучающихся «Основы экономических знаний», «Основы предпринимательства», «Основы финансовый грамотности», «Основы экологии и профессиональное будущее», которые ориентированы на формирование знаний и умений выбора профессии и реализации своего профессионального плана с учетом собственных интересов, способностей и общественных потребностей. Проводятся занятия в STEM-классах, где ребята учатся писать программы, создавать сайты и приложения, конструировать роботов, используя знания законов физики, математики, химии, биологии, что повышает интерес к естественным наукам и мотивацию к выбору технической специальности в перспективе. Организована работа профильных классов/групп педагогической, спортивно-педагогической, аграрной направленности. Проводятся региональные чемпионаты WorldSkills, JuniorSkills, конкурсы профессионального мастерства; конкурс по робототехнике «Дорога в будущее». Реализуются областные проекты «Мой профессиональный старт», «Предпринимательская инициатива, финансовая грамотность, современное образование: новые драйверы экономики». Активно функционируют школьные бизнес-компании.

        В центре внимания в День педагогического работника учреждения дошкольного образования – формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям, знакомство с миром профессий; развитие потребности в учебном и общественно полезном труде; содействие овладению элементарными доступными трудовыми умениями по различным профессиям.

Школьным библиотекарям предлагается организовать тематические выставки книг о профессиях; регулярно подбирать литературу для учителей и учащихся в помощь выбора профессии и профориентационной работе; изучать читательские интересы учащихся и рекомендовать им литературу и интернет-ресурсы, помогающие в выборе профессии; организовывать читательские диспуты-конференции о выборе профессии; обобщать и систематизировать методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы.

Учителям-предметникам, мастерам производственного обучения в рамках серии открытых уроков, мастер-классов, семинаров-практикумов, круглых столов необходимо обратить внимание на установление и реализацию взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой, содействие в профессиональной направленности, расширение круга представлений о мире профессий при организации образовательного процесса и, таким образом, способствовать самоопределению обучающихся. Профориентационная работа осуществляется в процессе допрофильной подготовки и профильного обучения.

Содержание профориентационной работы направлено на повышение популярности, разъяснение социальной значимости рабочих профессий в обществе в целях формирования устойчивой профессиональной направленности, психологической готовности к деятельности в современных социально-экономических условиях, мотивации к профессиональной деятельности каждого обучающегося. С этой целью учреждениям профессионально-технического и среднего специального образования необходимо проводить комплекс мероприятий по профессиональному просвещению.

Молодые педагоги во время проведения Педмарафона приобретают опыт, который влияет на становление их как специалистов, построение успешной траектории профессионального развития. С этой целью рекомендуем познакомить их с методиками проведения родительских собраний, тренингов, классных часов, диспутов, ролевых игр, способствующих самоопределению обучающихся.

Специалисты учреждений дополнительного образования детей и молодежи, классные руководители, кураторы учебных групп проводят профориентационную работу с родителями (законными представителями), которая направлена на оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь. Тематику профпросвещения родителей можно дополнить обсуждением опыта трудового воспитания и подготовки к выбору профессии, решением педагогических ситуаций, показом видеороликов, встречами со специалистами по профориентации.

Целью дополнительного образования детей и молодежи на современном этапе является формирование у учащихся компетенций, необходимых для правильного выбора направления будущего профессионального образования.

Мероприятия проводятся с участием представителей различных профессий, в том числе с работниками шефских предприятий и родителей.

Для специалистов социально-педагогической
и психологической службы и специального образования
необходимо отметить, что роль психолого-педагогического сопровождения профессионального становления заключается в оказании своевременной помощи и поддержки учащимся в преодолении трудностей, ответственном отношении к своему становлению, формированию у школьников адекватной самооценки, оказанию педагогической поддержки детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения. Важно так же оказывать помощь классному руководителю при анализе интересов и склонностей учащихся и в оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения обучающегося.

Руководителям учреждений образования рекомендуется обратить внимание, что эффективность реализации целей профессиональной ориентации возможна при объединении усилий всех его участников: воспитателей, учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов.

На современном этапе система профориентации призвана обеспечивать координацию действий государственных органов, школы, семьи, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза.

Обращаем внимание всех ответственных за проведение мероприятий Педмарафона специалистов, что в рамках профессионального просвещения можно издать информационный вестник, журнал и оформить профориентационный стенд с использованием технологии дополненной реальности. Наиболее интересные мероприятия необходимо освещать в районной, областной и республиканской прессе, на сайтах учреждений образования, управлений (отдела) по образованию, спорту
и туризму райгорисполкомов, управлений по образованию райисполкомов.

Информацию по профориентационной работе можно получить на следующих официальных сайтах:

Министерства образования Республики Беларусь: edu. gov.by;

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;

Национального института образования: www.аdu.by;

Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;

Республиканского института профессионального образования: www.ripo.unibel.by;

Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;

РЦПОМ: rcpom.edu.by;

Республиканского института высшей школы: www.nihe.bsu.by;

Республиканского института контроля знаний: www.rikz.unibel.by;

учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона.

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by.

       

Список рекомендуемых источников:

  1.  Концепция развития профессиональной ориентации молодежи
    в Республике Беларусь: постановление Министерства труда и защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, 31.03.2014 № 15/27/23.

        2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования», 24.06.2020.

3. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году», 30.07.2020.

        4. Инструктивно-методическое письмо «О деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2020/2021 учебном году», 20.08.2020.

        5. Инструктивно-методическое письмо «Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение», 30.07.2020.

6. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования», 26.08.2015.

        7. Глинский, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в Республике Беларусь / А. А. Глинский, Т. М. Савельева // Веснік адукацыі. – 2015. – № 10.

8. Горячева, Е. Д. Профильное обучение как проблема управления развитием региональной системы образования / Е. Д. Горячева // Адукацыя і выхаванне. – 2005. – № 12.

        9. Жоголь-Лабзеева, И. П. Профориентационная работа в учреждениях общего среднего образования / И. П. Жоголь-Лабзеева // Адукацыя і выхаванне. – 2014. – № 5.; № 6.

10. Ковалевич, М. С. Системно-деятельностный подход
к профессиональной ориентации школьников: актуальные методы и технологии подготовки учащихся к осознанному выбору профессии / М. С. Ковалевич // Народная асвета. – 2014. – № 9.

11. Кундалева, Т. А. Готовность к профессиональному самоопределению / Т. А. Кундалева // Народная асвета. – 2010. – № 10.

        12. Макарова, С. Г. Памятки по профориентации в работе с учащимися в помощь классному руководителю / С. Г. Макарова, Л. М. Щербакова. – Минск, 2004.

        13. Макарова, С. Г. Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников / С. Г. Макарова. – Минск, 2004.

        14. Организация профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования // Веснік адукацыі. – 2014. – № 7.

15. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе / Н. С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2005.  

16. Профессиональная ориентация и самоопределение учащихся: теория, прак-тика, инновации : материалы науч.-практ. конф., Минск, 28 апреля 2017 г. /редкол. С. В. Ситникова [и др.] ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск : Мин. обл. ИРО, 2017.

        17. Тарасевич, С. В. Профориентация в школе / С. В.Тарасевич [и др.]. – Минск : Красико-Принт. – 2007.

        18. Профессиональное самоопределение учащихся / авт.-сост. В. С. Терех. – Минск : Красико-принт, 2011.

        19. Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение / С. Н. Чистякова, В. Ф. Родичев. – М. : Академия, 2010.

         

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.